Пересмотр приговоров, определений и постановлений в порядке надзора  

Пересмотр приговоров, определений и постановлений в порядке надзора

Телефон адвоката: 8-962-035-1125

Сущность и значение пересмотра судебных решений в порядке надзора. Основания к опротестованию и пересмотру

Предметом проверки в порядке надзора являются судебные решения, вступившие в законную силу, опротестованные управомоченными на то законом должностными лицами соответствующим прокурором, председателем суда или их заместителями

Надзорное производство - это регламентированная законом деятельность, состоящая в проверке управомоченными должностными лицами законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, принесении протеста в по рядке надзора (или отказе в принесении протеста), проверка судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесения решения по делу.*

__________________

* Производство по делам со вступившим в законную силу приговором и постановлением суда присяжных в надзорной инстанции происходит по правилам, установленным гл 30 УПК, но возможно лишь по основаниям предусмотренным ст 465 УПК Необходимо при этом учитывать и иные особенности кассационного производства по делам, рассмотренным судом присяжных заседателей

Протест, вносимый на вступившее в законную силу судебное решение, именуется протестом в порядке надзора, рассмотрение дела по протесту в соответствующей надзорной инстанции называется рассмотрением дела в порядке надзора Надзорная инстанция - это суд, рассматривающий в порядке надзора дело по протестам на приговоры, определения или постановления, вступившие в законную силу (ст 34 УПК)

Надзорное производство входит в систему уголовного судопроизводства как одна из его стадий

Кассационное и надзорное производство сходны в задачах, целях, основаниях для отмены или изменения приговора, в ряде общих правил для этих форм проверки законности обоснованности приговоров (ревизионное начало, запрет «поворота к худшему» и др )

Основаниями к отмене или изменению приговора в порядке надзора являются те же обстоятельства, что и в кассационном порядке (ст 342 УПК)

Определения кассационной инстанции или определения, или постановления нижестоящей надзорной инстанции подлежат отмене или изменению, если этими решениями неосновательно оставлены без изменения, отмены или изменены предшествующие определения, постановления или приговор по делу. В этих последних случаях надзорная инстанция исправляет ошибку, допущенную при кассационном рассмотрении дела или в нижестоящей надзорной инстанции В этом случае отменяется либо приговор и последующее решение кассационной или надзорной инстанции, или только решения этих инстанций, если они неправильно отменили или изменили приговор суда*

________________

* См примеры отмены в порядке надзора приговоров суда определений кассационной определении и постановлений надзорной инстанции в «Обзоре судебной практики Верховною Суда РФ по рассмотрению дел в порядке надзора»//БВСРФ 1997 \° 11 С 15-23


Пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда присяжных возможен лишь по основаниям, предусмотренным ст 465 УПК

Существенные особенности надзорного производства состоят в следующем

1. Суды надзорной инстанции проверяют приговоры, определения, постановления, вступившие в законную силу Порядок вступления судебных решений в законную силу определен в ст 356 УПК Предметом проверки может быть как приговор, не обжалованный и не опротестованный в кассационном порядке, так и приговор, проверенный по жалобе (протесту) и оставленный без изменения кассационной инстанцией В этом случае может проверяться и приговор, и определение кассационной инстанции или только решение кассационной инстанции Протест может быть принесен п на решение нижестоящей надзорной инстанции (ст 371 УПК)

2. Пересмотр в порядке надзора судебных решений допускается лишь по протесту того прокурора, председателя суда и их заместителей, которым это право предоставлено законом

Лица, имеющие право истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело для разрешения вопроса о принесении протеста на вступившие в законную силу приговор, определение или постановление суда, указаны в ст 371 У ПК

Лица, указанные в ст 371 У ПК, могут истребовать дело для разрешения вопроса о принесении протеста и по ходатайству Уполномоченного по правам человека в РФ.*

__________________

* См гл III Федеральною конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в РФ» // СЗ РФ 1997 Ст 1011


Право истребовать дела из районных (городских) судов принадлежит районным, городским прокурорам, которые не имеют права сами приносить протесты в порядке надзора, но могут в необходимых случаях вносить вышестоящему прокурору представление о принесении протеста (ст 375 УПК)

3. В порядке надзора проверяется более широкий круг судебных решений, чем в кассационном порядке Предметом пересмотра в порядке надзора может быть постановление судьи, приговор, определение кассационной инстанции, определения и постановления, внесенные в порядке надзора нижестоящей надзорной инстанции, определения судов об условно досрочном освобождении осужденных от наказания и по другим вопросам, решаемым судом в стадии исполнения приговора

4. Пересмотр обвинительного приговора, определения и постановления суда по мотивам необоснованного осуждения лица или для смягчения наказания сроком не ограничен

5. Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда О прекращении дела допускается лишь в течение года со дня вступления их в законную силу Этот срок включает и принесение протеста, и рассмотрение дела в надзорной инстанции

6. Поводом для проверки дела в порядке надзора может быть информация, поступившая от любых лиц, организаций, не являвшихся участниками судебного разбирательства Жалобы участников процесса не влекут за собой обязательного внесения дела на рассмотрение суда.

Исключительность надзорного производства определяется указанными выше особенностями, а не наличием каких то особых оснований для принесения протеста и отмены или изменения судебного решения после вступления его в законную силу

Порядок рассмотрения дела в порядке надзора

Надзорное производство включает в себя несколько этапов а) рассмотрение жалоб, заявлений, писем и иных сообщений по поводу незаконности и необоснованности вступившего в законную силу судебного решения, содержащих просьбы о принесении протеста на приговор, определения, постановления суда (ст 375, 376 УПК), б) истребование дела для проверки или отказ в этом, в) принесение протеста по проверенному делу или отказ в этом (ст 371 УПК), г) рассмотрение судом дела по протесту и принятие решения надзорной инстанцией (ст 377, 378, 381 УПК)

С просьбой (письменной или устной) о принесении протеста к соответствующим должностным лицам могут обращаться как участники процесса, так и любые граждане, учреждения, организации Поводом к истребованию и проверке дела могут служить статьи, заметки и письма, опубликованные в печати

Уполномоченный по правам человека в РФ по поступившей к нему жалобе вправе знакомиться с уголовным делом, приговор по которому вступил в законную силу и обратиться с просьбой о принесении протеста к соответствующему должностному лицу (ст 375, 375' УПК)

Прокурор вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым приговор, определение или постановление вступили в законную силу Усмотрев, что приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору* Такое же право предоставлено председателям соответствующих судов, их заместителям.

___________________

* В приказе от 18 августа 1994 г № 44 «О повышении качества и зффективности участия прокуроров в судебных стадиях уголовною судопроизводства в условиях судебной реформы» Генеральный прокурор обратил внимание на необходимость тщательного рассмотрения надзорных жалоб изучения дел с учетом мотивов жалобы а при отсутствии основании к принесению протеста давать заяви гелю развернутый мотивированный ответ Решение об отказе в принесении протестов в республиках краевых областных и приравненных к ним прокуратурах предлагается принимать руководителям этих прокуротур.


Жалобы, заявления, письма и иные ходатайства (в том числе и устные заявления, сделанные непосредственно на приеме у должностного лица) о проверке законности и обоснованности состоявшихся судебных решений обязывают соответствующих должностных лиц рассмотреть их и принять решение. Недопустимо принятие решения об отказе в принесении протеста по жалобе без истребования дела в тех случаях, когда изложенные в жалобе доводы не опровергаются доказательствами, приведенными в приложенных к жалобе судебных документах, или сомнения в законности и обоснованности судебных решений возникают по иному поводу.

При отказе в принесении протеста должно составляться заключение с мотивировкой, опровергающей доводы жалобы. О принятом решении заявитель должен быть поставлен в известность, и за ним сохраняется право обжалования состоявшегося решения (например, на решение областного прокурора об отказе в принесении протеста в порядке надзора может быть подана жалоба прокурору республики).*

_____________________

* См постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 25 апреля 1989 г. «О ходе выполнения судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР о рассмотрении уголовных'дел и жалоб в порядке надзора» // ВВС РСФСР 1989 № 7 С 5.


Протест должен содержать указание, в какой суд он приносится, какие именно судебные решения опротестовываются, по каким основаниям и какое решение просит принять лицо, приносящее протест. К протесту прилагаются дополнительные материалы, если они имеются.

Лицо, принесшее протест, вправе его отозвать до начала судебного заседания, в котором протест должен быть рассмотрен (ст. 371 УПК).

Протест прокурора может быть отозван вышестоящим прокурором (ст. 37 Закона о прокуратуре РФ).

Лицо, внесшее протест, вправе с учетом дополнительных материалов, поступивших в суд, или объяснений лиц, вызванных в суд в ходе судебного заседания, высказать иное, чем в протесте, мнение, которое может быть учтено судом при принятии решения по делу.

Приостановление исполнения приговора, определения или постановления

Генеральный прокурор РФ, его заместители, председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ, председатель Верховного Суда РФ и его заместители, в соответствии с их компетенцией, вправе приостановить исполнение опротестованного приговора, определения или постановления любого суда Российской Федерации, кроме постановления Президиума Верховного Суда РФ, до разрешения дела в порядке надзора (ст. 372 УПК).

Приостановление означает либо неприведение в исполнение решения, либо перерыв в исполнении решения до рассмотрения дела в надзорной инстанции.

Приостановлено может быть как уже исполняемое решение, так и решение, которое еще не обращалось к исполнению. Приостанавливаться может как основное, так и дополнительное наказание (например, конфискация имущества), а также решение о гражданском иске.

Приостановление исполнения приговора, как правило, может иметь место одновременно с принесением протеста. Сам факт принесения Генеральным прокурором РФ или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение (ст. 38 Закона «О Прокуратуре РФ»). В исключительных случаях возможно приостановить приговор одновременно с истребованием дела, когда уже из жалобы или заявления и приложенного к нему приговора усматривается, что приговор постановлен с явным нарушением закона. В этих случаях указанные выше лица вправе одновременно с истребованием уголовного дела приостановить на срок не свыше трех месяцев исполнение судебного решения до его опротестования (ст. 372 УПК). В этот срок должен быть решен вопрос о принесении протеста или об отказе в этом.

Протесты на приговоры военных судов приносятся в порядке, установленном Положением о военных трибуналах (ст. 371, 372 УПК).


Суды, рассматривающие дела по протестам в порядке надзора

По действующему Закону о судоустройстве РСФСР и ст. 374 УПК дела по протестам в порядке надзора рассматривают следующие суды: президиумы верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, городских (Московского и Санкт-Петербургского) судов, судов автономной области и автономных округов.

Судебная коллегия по уголовным делам, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Протесты в порядке надзора приносятся в определенные законом судебные органы управомоченными должностными лицами в пределах предоставленных им законом полномочий (ст. 32 Закона «О Прокуратуре РФ»), ст. 371 УПК).

Председатель Верховного Суда РФ и Генеральный прокурор РФ и их заместители вправе приносить протест в порядке надзора во все суды Российской Федерации.

Эти положения следует учитывать при определении компетенции отдельных судов, рассматривающих дела по протестам в порядке надзора.

Президиумы Верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевого, областного судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов рассматривают в порядке надзора соответственно протесты прокурора республики, края, области, города, автономной области и автономного округа и председателя Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на кассационные определения судебных коллегий этих судов и на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления районных судов.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации рассматривает в порядке надзора протесты Генерального прокурора РФ, Председателя Верховного Суда РФ и их заместителей на вступившие в законную силу приговоры и определения судов субъектов Федерации, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ, а также на постановления президиума Верховного суда республики в составе Российской Федерации, краевого, областного суда, суда


города федерального значения, суда автономной области и автономного округа.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает в порядке надзора протесты Генерального прокурора РФ, Председателя Верховного Суда Российской Федерации и их заместителей на приговоры и определения Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии Верховного Суда, вынесенные при рассмотрении дела по первой инстанции, на кассационные и надзорные определения этих коллегий и определения Кассационной палаты Верховного Суда РФ.

В судебной практике соблюдается определенная «инстанционность» надзорного пересмотра. Так, протест в порядке надзора на кассационное определение областного (и приравненного к нему) суда не приносится в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ, минуя президиум нижестоящего суда.

Процессуальный порядок рассмотрения протестов

При рассмотрении протеста в порядке надзора действуют, по существу, те же принципы и условия отправления правосудия, что и в кассационном производстве (ст. 14, 15, 18-20 УПК).

Дело в порядке надзора рассматривается с обязательным участием прокурора, который поддерживает принесенный им протест или дает заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя.

В необходимых случаях на заседание суда для дачи объяснений могут быть приглашены осужденный, оправданный, их защитники, законные представители несовершеннолетних, потерпевший и его представитель, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. При судебном рассмотрении дела в порядке надзора вправе присутствовать Уполномоченный по правам человека (ст. 375' УПК). Приглашенным на заседание лицам обеспечивается возможность ознакомления с протестом (ч. 3 ст. 377 УПК), объяснения этих лиц в судебном заседании дают возможность суду глубоко и полно оценить собранные по делу доказательства, доводы протеста и жалоб, сделать более обоснованные и аргументированные выводы. Рассмотрение дела в суде начинается докладом председателя суда или по его назначению члена президиума или члена суда (ст. 37.7 УПК). Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание приговора, определения, постановления, сущность протеста. Судья, прокурор, осужденный, оправданный и их защитники могут задавать вопросы докладчику. Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный или их защитники, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, то они вправе после доклада судьи дать устные объяснения.

Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им протеста или дачи заключения по протесту, внесенному председателем суда либо его заместителем (ст. 377 УПК).

После заключения прокурора председательствующий ставит протест на голосование.

Решение суда надзорной инстанции принимается большинством голосов. При равенстве голосов членов президиума протест, как не собравший большинства, считается отклоненным. Член суда, не согласный с решением, вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу.

Полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора

При рассмотрении дела надзорная инстанция исходит из тех же оснований к отмене или изменению приговора, что и кассационная инстанция (ст. 379, 465 УПК). Нарушения закона, перечисленные в ст. 342, 465 УПК, влекут за собой признание приговора незаконным и необоснованным независимо от того, что эти нарушения установлены уже после вступления приговора в законную силу.

Пределы прав надзорной инстанции определены ст. 373, 380 УПК.

При рассмотрении протеста в порядке надзора суд не связан доводами протеста и обязан проверить все производство по делу в полном объеме. Если по делу осуждено несколько лиц, а протест принесен только в отношении одного или части осужденных, то суд обязан проверить дело в ревизионном порядке - в полном объеме, в отношении всех осужденных.

Полномочия надзорной инстанции ограничены действием запрета «поворота к худшему» (ст. 373, 380 УПК). Этот запрет применительно к деятельности надзорной инстанции выражается в следующем.

1. Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не может принять решения, ухудшающего положение осужденного по сравнению с приговором или кассационным определением. Надзорная инстанция не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении.

2. Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения, или постановления суда о прекращении дела допускается, если протест внесен именно по этим основаниям и в течение года по вступлении приговора в законную силу.

Несколько иначе определены в законе права вышестоящей надзорной инстанции в отношении решений нижестоящей надзорной инстанции.

Надзорная инстанция, рассматривая дело по протесту с соблюдением условий, предусмотренных ст. 373 УПК, вправе отменить определение или постановление нижестоящей надзорной инстанции и оставить без изменения приговор суда первой инстанции или определение кассационной инстанции, которые были предметом рассмотрения нижестоящей надзорной инстанции и неосновательно отменены или изменены в благоприятную для осужденного сторону.

В этих случаях вышестоящая надзорная инстанция сама исправляет ошибку, не возвращая дела в нижестоящий суд. Права осужденного не нарушаются, так как дело в надзорной инстанции рассматривается не по его жалобе, а по протесту.

Решения надзорной инстанции

В результате рассмотрения дела в порядке надзора суд выносит либо определение (судебные коллегии), либо постановление (президиум).

Определение и постановление должны быть законными и обоснованными. В них указываются основания и мотивы принятого решения (ст. 381 УПК). Определение подписывается всем составом суда, постановление президиума - председательствующим в заседании президиума.

Надзорная инстанция может:
1) оставить протест без удовлетворения;
2) отменить приговор и все последующие судебные определения и постановления и прекратить дело производством (при наличии обстоятельств, указанных в ст. 5-9, ч. 2 ст. 349 УПК), либо передать его на новое расследование или новое судебное рассмотрение;

3) отменить кассационное определение, а также последующие судебные определения и постановления, если они были вынесены, и передать дело на новое кассационное рассмотрение;

4) отменить определения и постановления, вынесенные в порядке надзора, и оставить в силе с изменением или без изменения приговор суда;

5) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

Так же как и кассационная инстанция, надзорная инстанция при направлении дела для дополнительного расследования или нового рассмотрения дела судом не вправе предрешать выводы о доказанности или недоказанности обвинения, о достоверности или недостоверности этого или иного доказательства и о преимуществах одних доказательств перед другими, о применении того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Усиление наказания или применение закона о более тяжком преступлении при рассмотрении дела после отмены первоначального приговора или определения кассационной инстанции возможно в тех случаях, что и при отмене приговора в кассационном порядке (ст. 353 УПК).

Приговор, постановленный судом первой инстанции при новом разбирательстве дела (после отмены первоначального приговора), может быть обжалован и опротестован в общем порядке (ст. 382 УПК). Протест на вторичный приговор (определение или постановление) может быть внесен на общих основаниях независимо от мотивов, по которым был отменен первый приговор (определение или постановление) суда.

Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, при наличии оснований, предусмотренных ст. 212 УПК РСФСР, может вынести частное определение (постановление).

Определение (постановление) надзорной инстанции должно соответствовать требованиям ст. 351 УПК (ст. 381 УПК). Определение (постановление) должно быть законным и обоснованным, в нем должны быть приведены мотивы принятого решения.